Работа с мотивированными учащимися в современной школе в условиях модернизации системы образования » КГУ "Экономический лицей"
Абай облысы білім басқармасының
Семей қаласы білім бөлімінің
"Экономикалық лицейі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7222) 32-75-15
Есепші бөлімі:
+7(7222) 36-03-11
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Работа с мотивированными учащимися в современной школе в условиях модернизации системы образования
21
август
2019

Работа с мотивированными учащимися в современной школе в условиях модернизации системы образования

Образование – не средство жизни;

образование – сама жизнь.

Джон Дьюи

Реальности сегодняшнего дня, возросшие требования к  универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся – это те приоритеты, которые педагогический коллектив лицея решает в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Современная общеобразовательная школа обладает огромным диапазоном интеллектуальных способностей учащихся. Для решения данной проблемы были сформулированы следующие задачи: создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей; стимулировать творческую деятельность одаренных детей, создать условия для реализации их личных творческих способностей. 

Сегодня время требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления. Проблема одаренности учащихся -это не рядовая проблема педагогики. Она тесно связана с будущим нашей страны, с тем, чтобы наши выпускники стали конкурентно способными на рынке труда. Развивая творческий потенциал одаренных детей сегодня, мы прокладываем дорогу в недалекое завтра – развитие науки, культуры и социальной жизни не только молодежи, но всего нашего общества.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление одаренных детей и работа с ними является актуальной задачей КГУ «Экономический лицей», которая осуществляется с пятого класса. Для развития и поддержания творческих способностей учащихся в лицее реализуется  «Комплексно-целевая программа «РОСТ» по работе с одарёнными и способными лицеистами на 2015-2020 годы»; прикладные курсы, спецкурсы, факультативы, тренинговые программы:

7 класс   – «Развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков»;

8 класс   – «Как найти себе друзей»;

9 класс   – «Как научиться управлять временем»;

10 класс – «Как повысить уверенность в себе»;

11 класс – «Учитесь властвовать собой»;

для старших школьников – «Развитие креативной личности»;

тренинг профессионального самоопределения «Фокус на будущее».

         Для развития интеллектуальных и познавательных способностей проводятся элективные курсы:

5 класс – Элективный курс по математике «Решение логических задач»;

6 класс –  Элективный курс «Решение логических задач»;

7 класс – Элективный курс «Математика в логических упражнениях»;

8 класс – Элективный курс «РОСТ» (Основы исследования)», Курс по выбору «Решение математических задач логической направленности»;

9 класс – Элективный курс «Практикум по решению физических задач повышенной сложности»;

10 класс – Элективный курс «Начала исследовательской химии»;

11 класс – Спецкурс «История Казахстана с древнейших времен до сегодняшнего дня». 

Для всех лицеистов обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение с 5-11 классы. 

В целях стимулирования учебной деятельности, проявления интереса к учебе и дальнейшего развития познавательных интересов к учебе в лицее в течение нескольких лет проводится  конкурс «Лицеист года», который стал традиционным. Цель создание возможностей для интеллектуального развития личности лицеиста, стимулирования учебной деятельности, повышения качества знаний.  В 2018-2019 учебном году в конкурсе участвовали лицеисты 5-11 классов. Подведены итоги участия и призовые места на уровне города, области, республики, на международном уровне.  Данный конкурс способствовал повышению рейтинга успеваемости на протяжении  всего 2018-2019 учебного года. 

Такие особенности обучающихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 обновлять учебные программы, расширяя и обогащая содержание образования;

 стимулировать познавательные способности учащихся;

работать по специальному плану;

работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и систематически консультировать учащихся;

 принимать взвешенные педагогические решения;

 отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Учителя включают в поурочное планирование задания продвинутого уровня, специально разработанные для способных и одаренных лицеистов.

        Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Это определяет необходимость направления усилий на постепенный, поэтапный поиск и развитие одаренных детей в процессе индивидуализированного образования. В нашей школе работа по развитию творческих способностей учащихся проводится в различных направлениях: учитель работает с лицеистами по индивидуальным маршрутным листам; реализация программы «Одарённые дети» проводится через подготовку лицеистов к участию в олимпиадах и конференциях различного уровня, работу НОУ.
          Сотрудничество с кафедрами СГУ имени Шакарима по химии, казахскому языку, русской литературе и другим дисциплинам. О результативности нашей работы можно судить по количеству призовых выступлений ребят на олимпиадах различного уровня, в конкурсах и научно-практических конференциях городских и Международных только за 2018-2019 учебный год:

 - 39 призовых мест в олимпиадах по основам наук; 

 - 16 призовых мест в региональных олимпиадах по предметам;

- 3 призовых места в областном этапе Республиканского тура по экономике; 

 - 2 место по казахскому языку и 1, 2 места по математике в Республиканских олимпиадах; 

 - 3 место по химии и 3 место по предмету «Государство и право» в Международной научно-практической конференции СУНЦ НГУ;

 - 3 место в Международном конкурсе по информатике и компьютерному мышлению;

Ежегодно команда лицея занимает 1-2 места в городском туре Республиканских соревнований научных проектов школьников, к примеру, в 2018-2019учебном году:

 в городском конкурсе научных проектов – 8 призовых мест;

 в областном туре научных проектов – 2 призовых места.

Ежегодно учащиеся лицея принимают активное участие во всех спортивных и художественных конкурсах и олимпиадах. Мы гордимся лицеистом 9 класса Исанжуловым Арыстаном, который является неоднократным чемпионом по шахматам Международного уровня в своей возрастной группе.

Результаты совместной деятельности администрации школы, квалифицированных педагогов и одарённых детей проявляются в реальных достижениях учащихся. Работа с продвинутыми учащимися позволила повысить качество знаний у лицеистов по всем дисциплинам.

В рамках ежегодной лицейской научно-практической конференции работа конференции осуществляется по восьми секциям. Экспертную оценку работ лицеистов дают члены жюри, приглашенные из Вузов и колледжей города и родительская общественность, поэтому участие в данной конференции является стартовой площадкой для дальнейшего участия в исследовательской деятельности на уровне города, области, Республики.

Хотелось бы привести пример одной из форм работы с продвинутыми детьми, когда авторы проектов имеют возможность публично представить свои исследовательские работы перед учителями и лицеистами, получить формативную оценку своей работы, рекомендации по улучшению содержания и презентации проекта. Учащиеся во время фестиваля наук имели возможность задать интересующие вопросы авторам, познакомиться с выставочным материалом. После свободного обмена мнениями, знакомством с проектами по всем дисциплинам, у ребят появляется интерес к исследовательской работе, желание творить, изучать, создавать. Одной из позитивных последствий данного фестиваля – это участие в лицейской конференции. Так в 2018-2019 учебном году в лицейской конференции приняли участие впервые лицеисты 6-7 классов -76% участников, 8 классов – 100% участие.

Одна из целей, которую ставят перед собой администрация и педагоги нашей школы, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие детей, склонных к интеллектуальному труду, организации развивающей образовательной среды для обучения одарённых детей. 

Обучать талантливого ребенка интересно и одновременно сложно. Чтобы привить вкус к серьезной работе, необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, самостоятельно работать, развивать у ребенка воображение, учить ученика SMART-целям. Главная задача учителя, вводя ребенка в мир исследований, учиться видеть проблему, ставить конкретную задачу, выдвигать качественно новые идеи.

Подводя итоги, следует отметить, что работа учителя с одаренными, мотивированными учащимися – это сложный, индивидуальный и никогда не прекращающийся процесс. Это процесс, который требует от учителя развития собственного творческого потенциала, личностного роста, углубления знаний по предмету, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами ↔ учителями ↔ администрацией ↔ родителями. 

Работу с одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как практическую деятельность, посредством которого ученик само реализуется, осуществляет саморазвитие, учится оценивать свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение – быть востребованным, конкурентоспособным.