Работа с мотивированными учащимися в современной школе в условиях модернизации системы образования
Образование – не средство жизни;
образование – сама жизнь.
Джон Дьюи
Реальности сегодняшнего дня, возросшие требования к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся – это те приоритеты, которые педагогический коллектив лицея решает в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Современная общеобразовательная школа обладает огромным диапазоном интеллектуальных способностей учащихся. Для решения данной проблемы были сформулированы следующие задачи: создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей; стимулировать творческую деятельность одаренных детей, создать условия для реализации их личных творческих способностей.
Сегодня время требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления. Проблема одаренности учащихся -это не рядовая проблема педагогики. Она тесно связана с будущим нашей страны, с тем, чтобы наши выпускники стали конкурентно способными на рынке труда. Развивая творческий потенциал одаренных детей сегодня, мы прокладываем дорогу в недалекое завтра – развитие науки, культуры и социальной жизни не только молодежи, но всего нашего общества.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление одаренных детей и работа с ними является актуальной задачей КГУ «Экономический лицей», которая осуществляется с пятого класса. Для развития и поддержания творческих способностей учащихся в лицее реализуется «Комплексно-целевая программа «РОСТ» по работе с одарёнными и способными лицеистами на 2015-2020 годы»; прикладные курсы, спецкурсы, факультативы, тренинговые программы:
7 класс – «Развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков»;
8 класс – «Как найти себе друзей»;
9 класс – «Как научиться управлять временем»;
10 класс – «Как повысить уверенность в себе»;
11 класс – «Учитесь властвовать собой»;
для старших школьников – «Развитие креативной личности»;
тренинг профессионального самоопределения «Фокус на будущее».
Для развития интеллектуальных и познавательных способностей проводятся элективные курсы:
5 класс – Элективный курс по математике «Решение логических задач»;
6 класс – Элективный курс «Решение логических задач»;
7 класс – Элективный курс «Математика в логических упражнениях»;
8 класс – Элективный курс «РОСТ» (Основы исследования)», Курс по выбору «Решение математических задач логической направленности»;
9 класс – Элективный курс «Практикум по решению физических задач повышенной сложности»;
10 класс – Элективный курс «Начала исследовательской химии»;
11 класс – Спецкурс «История Казахстана с древнейших времен до сегодняшнего дня».
Для всех лицеистов обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение с 5-11 классы.
В целях стимулирования учебной деятельности, проявления интереса к учебе и дальнейшего развития познавательных интересов к учебе в лицее в течение нескольких лет проводится конкурс «Лицеист года», который стал традиционным. Цель - создание возможностей для интеллектуального развития личности лицеиста, стимулирования учебной деятельности, повышения качества знаний. В 2018-2019 учебном году в конкурсе участвовали лицеисты 5-11 классов. Подведены итоги участия и призовые места на уровне города, области, республики, на международном уровне. Данный конкурс способствовал повышению рейтинга успеваемости на протяжении всего 2018-2019 учебного года.
Такие особенности обучающихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обновлять учебные программы, расширяя и обогащая содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать по специальному плану;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и систематически консультировать учащихся;
принимать взвешенные педагогические решения;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Учителя включают в поурочное планирование задания продвинутого уровня, специально разработанные для способных и одаренных лицеистов.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс,
связанный с анализом развития конкретного ребенка. Это определяет необходимость
направления усилий на постепенный, поэтапный поиск и развитие одаренных детей в
процессе индивидуализированного образования. В нашей школе работа по развитию творческих
способностей учащихся проводится в различных направлениях: учитель работает с
лицеистами по индивидуальным маршрутным листам; реализация программы «Одарённые
дети» проводится через подготовку лицеистов к участию в олимпиадах и
конференциях различного уровня, работу НОУ.
Сотрудничество с кафедрами СГУ имени Шакарима по химии, казахскому языку, русской литературе и другим дисциплинам. О результативности нашей работы можно судить по количеству призовых выступлений ребят на олимпиадах различного уровня, в конкурсах и научно-практических конференциях городских и Международных только за 2018-2019 учебный год:
- 39 призовых мест в олимпиадах по основам наук;
- 16 призовых мест в региональных олимпиадах по предметам;
- 3 призовых места в областном этапе Республиканского тура по экономике;
- 2 место по казахскому языку и 1, 2 места по математике в Республиканских олимпиадах;
- 3 место по химии и 3 место по предмету «Государство и право» в Международной научно-практической конференции СУНЦ НГУ;
- 3 место в Международном конкурсе по информатике и компьютерному мышлению;
Ежегодно команда лицея занимает 1-2 места в городском туре Республиканских соревнований научных проектов школьников, к примеру, в 2018-2019учебном году:
в городском конкурсе научных проектов – 8 призовых мест;
в областном туре научных проектов – 2 призовых места.
Ежегодно учащиеся лицея принимают активное участие во всех спортивных и художественных конкурсах и олимпиадах. Мы гордимся лицеистом 9 класса Исанжуловым Арыстаном, который является неоднократным чемпионом по шахматам Международного уровня в своей возрастной группе.
Результаты совместной деятельности администрации школы, квалифицированных педагогов и одарённых детей проявляются в реальных достижениях учащихся. Работа с продвинутыми учащимися позволила повысить качество знаний у лицеистов по всем дисциплинам.
В рамках ежегодной лицейской научно-практической конференции работа конференции осуществляется по восьми секциям. Экспертную оценку работ лицеистов дают члены жюри, приглашенные из Вузов и колледжей города и родительская общественность, поэтому участие в данной конференции является стартовой площадкой для дальнейшего участия в исследовательской деятельности на уровне города, области, Республики.
Хотелось бы привести пример одной из форм работы с продвинутыми детьми, когда авторы проектов имеют возможность публично представить свои исследовательские работы перед учителями и лицеистами, получить формативную оценку своей работы, рекомендации по улучшению содержания и презентации проекта. Учащиеся во время фестиваля наук имели возможность задать интересующие вопросы авторам, познакомиться с выставочным материалом. После свободного обмена мнениями, знакомством с проектами по всем дисциплинам, у ребят появляется интерес к исследовательской работе, желание творить, изучать, создавать. Одной из позитивных последствий данного фестиваля – это участие в лицейской конференции. Так в 2018-2019 учебном году в лицейской конференции приняли участие впервые лицеисты 6-7 классов -76% участников, 8 классов – 100% участие.
Одна из целей, которую ставят перед собой администрация и педагоги нашей школы, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие детей, склонных к интеллектуальному труду, организации развивающей образовательной среды для обучения одарённых детей.
Обучать талантливого ребенка интересно и одновременно сложно. Чтобы привить вкус к серьезной работе, необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, самостоятельно работать, развивать у ребенка воображение, учить ученика SMART-целям. Главная задача учителя, вводя ребенка в мир исследований, учиться видеть проблему, ставить конкретную задачу, выдвигать качественно новые идеи.
Подводя итоги, следует отметить, что работа учителя с одаренными, мотивированными учащимися – это сложный, индивидуальный и никогда не прекращающийся процесс. Это процесс, который требует от учителя развития собственного творческого потенциала, личностного роста, углубления знаний по предмету, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами ↔ учителями ↔ администрацией ↔ родителями.