ОБ УЧАСТИИ ВОЛОНТЕРОВ ЛИЦЕЯ В ПРОЕКТЕ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРИЮТА БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ «ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ»
Ключевым критерием, по которому определяют уровень цивилизованности общества, является отношение его членов к самым уязвимым слоям общества – детям, людям преклонного возраста и с ограниченными возможностями, а также отношение к братьям нашим меньшим – животным.
Проблема бездомных животных в нашем городе актуальна. К сожалению, в городе Семей, как впрочем, и во многих городах Казахстана существует кризис перенаселенности бездомных кошек и собак. Каковы его причины? Ежедневно из-за безответственности хозяев на свет появляются сотни котят и щенков. Прибавьте к этому числу потомство от бездомных животных, и итог будет пугающим. За 7 лет одна собака и ее потомство способны произвести на свет до 67,000 щенков. За это же время одна кошка может принести 420,000 котят. Здоровая кошка может приносить от 9 до 24 котят в год.
Ежегодно по самым минимальным подсчетам в приюты страны попадает до 120.000 бездомных кошек и собак.
Найти дома для всех брошенных животных невозможно. Городские приюты не
справляются с потоком никому не нужных животных. Только в нашем городе на
сегодняшний день в подобном приюте содержится более 100 животных.
Бездомные животные являются источниками и распространителями инфекций. Бесконтрольное размножение является одной из причин появления поведенческих проблем и, как следствие, нападения собак на людей на улицах города. Бездомные и брошенные животные размножаются и сбиваются в стаи, пугая и вызывая недовольство людей, которые не понимают всех трудностей жизни бездомных животных и их безрадостного будущего. На решение проблемы ненужных животных идут деньги налогоплательщиков. Но на что расходуются эти средства? Чиновники решают эту проблему методом жестоким, бесчеловечным, а главное безрезультативным – отлов бездомных животных и их уничтожение. Во многих городах существует отлов бездомных животных. И что? Животных на улице стало меньше? Увы, нет, место убитых быстро занимают вновь рожденные, и все идет по кругу. Подобное отношение к животным подрывает моральные и культурные устои общества.
Именно поэтому в качестве темы проекта мы выбрали «Стратегии волонтерской деятельности лицеистов по оказанию помощи бездомным животным».
Развитие личности ребенка неотделимо от его практического опыта. Поэтому цель проекта мы видим в развитии навыков социальной ответственности лицеистов через их участие в волонтерской деятельности по оказанию помощи благотворительному фонду и приюту бездомных животных «Четыре лапы» г.Семей.
Задачи проекта:
• сформировать осмысленное, неравнодушное отношение подростков к проблемам бездомных животных;
• побуждать лицеистов к позитивному, сознательному, полезному поведению, к активному поиску способов участия в социально значимом проекте;
• воспитывать у лицеистов нравственных основ личности, гуманного отношения к животным.
В нашем городе существует приют «Четыре лапы» для бездомных собак и кошек, созданный несколько лет назад неравнодушными людьми на общественных началах. Возглавляет приют Коломейец Евгения. Помощь приюту оказывали и оказывают частные лица и организации в виде перечисления денежных средств на счет приюта и благотворительного фонда, привоза корма, будок для животных. Волонтеры благодарны всем, кто оказывает финансовую и иную поддержку приюту. Однако данная поддержка осуществляется в форме разовых акций и действий. Бывают частыми ситуации, когда не хватает корма для животных, денег для их лечения, вакцинации. Приют выживает в трудных условиях. Наша идея заключается в том, чтобы осуществлять поддержку на постоянной основе (подобие патроната) и в нескольких направлениях.
Участие лицеистов в волонтерской деятельности по реализации социальных проектов является для экономического лицея новым видом деятельности. Большинство наших проектов в предшествующие годы были научно-центрированы, направлены на развитие учебных и исследовательских компетенций обучающихся. А настоящий проект – практикоориентирован и связан с воспитанием гражданственности и социальной ответственности лицеистов.
Этапы работы над проектом.
1) Старт. В середине февраля 2019 г. была собрана инициативная группа из 10 лицеистов, которые уже знакомы с проблемами приюта, оказывали им помощь вместе со своими родителями. Далее была проведена информационно-разъяснительная работа с лицеистами, результатом которой стало создание волонтерской группы из 102 лицеистов, желающих участвовать в проекте. Была организована встреча с руководителем приюта, которая подробно рассказала о деятельности волонтеров приюта. Совместно с инициативной группой лицея были определены основные направления деятельности волонтеров лицея. При активном участии члена Попечительского совета лицея Зайцевой В.В. был организован выезд волонтеров в приют для ознакомления с его состоянием.
2) Реализация проекта по направлениям:
№ | Направления | Мониторинг | Планируемые действия в апреле-мае 2019 года: |
1 | Актуализация личного опыта лицеистов по восприятию окружающего мира и животных как его части. | 1).Проведен фотоконкурс и выставка «Мир через призму доброты», на которой были представлены 45 фотографий лицеистов. Главными героями фотографий были домашние питомцы лицеистов. 2). Проведен опрос с участием 89 респондентов (это были учителя, сотрудники лицея, лицеисты –владельцы домашних животных), который показал, что только 43% из опрошенных стерилизовали своих домашних животных. | Провести фото- и видеорепортаж из приюта «Четыре лапы» и сделать выставку фотографий и видео бездомных собак и кошек. |
2 | Оказание материальной помощи и финансовой поддержки приюту и благотворительному фонду. | За три недели участия в проекте волонтерами: 1).Собран корм для кошек и собак (крупы, специальный сухой корм) – около 100 кг, миски для животных – 22 штуки. 2). Перечислены добровольные пожертвования в размере 60 000 тенге. 3). С помощью родителей изготовлены 1 будка для собаки и 1 переносное устройство для кошек. 4). Вместе с родителями произведена очистка территории от мусора, ремонт будок, оказана помощь в их расстановке. | 1).Продолжить акцию по сбору корма для животных. 2). Принять участие в уборке территории приюта с выездом новых волонтеров. 3). Провести ярмарку «Мягкая игрушка», акцию по сбору макулатуры. Вырученные деньги направить в благотворительный фонд. 4). Разработка финансового плана и методов учета денежных средств по функционированию приюта. |
3 | Распространение в социальных сетях информации о животных из приюта – «Ищу друга…» | Волонтерами найдены хозяева для двух животных из приюта. | Продолжить работать в данном направлении. |
4 | Создание социальной рекламы в двух направлениях: - «Превенция насилия над животными»; - «Стерилизация животных». Это направление деятельности является самым значимым и востребованным. Необходима информационно-разъяснительная работа с людьми – по пропаганде стерилизации домашних животных. Это эффективный и, главное, гуманный метод регулирования численности домашних животных. Результат от внедрения программ по стерилизации может проявиться уже через пару лет, выражаясь в значительном снижении количества ненужных животных. | В настоящее время волонтерами собирается материал для монтирования видеороликов. | Видеоролики будут представлены на конференции GINNIS в Назарбаев Интеллектуальной школе города Семей, на родительских собраниях, классных часах, а также они будут размещены в социальных сетях, на канале ЮТУБ. |
Как мы предполагаем продвижение проект на других площадках? Планируется, что актив волонтеров из лицея примет участие в конференции GINNIS в Назарбаев Интеллектуальной школе города Семей, которая пройдет 12 апреля 2019 года. GINNIS - это конференция, которое привлекает более 100 человек. Участниками являются ученики 7-10 классов школ Казахстана. Это уникальная платформа, которая даёт ученикам возможность разрабатывать устойчивые решения глобальных проблем для улучшения качества жизни. На конференции делегатам даётся возможность обсуждать актуальные проблемы, рассматривать новые перспективы и выражать свою точку зрения по разным вопросам повышения качества человеческой жизни. В рамках этого процесса участники формулируют собственное понимание, выражение и реализацию решений локальных проблем.
Бсо мы ожидаем от участия в проекте:
• вовлечение в волонтерскую деятельность лицеистов 5-8 классов;
• приобретение лицеистами опыта участия в социально-значимых проектах;
• развитие эмоционального интеллекта, ценностной ориентации на благотворительную деятельность.